Как знатный синьор Освальд женился на юной крестьянке Натали? О романтико-комедийном балете

 


Романтический балет… Сразу вспоминаются неземные образы – сильфиды, виллисы  Или же реальные герои, но в необычных обстоятельствах – мужественные корсары, красивые невольницы. Или герои романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». 

Комедийные сюжеты менее ассоциируются с романтизмом. Но и такие балеты были. Среди них – «Натали, или Швейцарская молочница». Поставленный в первой половине  XIX века, он обрёл второе рождение в конце XX столетия. 

Комедийная пастораль, или История Жизели со счастливым концом

 В Швейцарии живёт юная  крестьянка Натали. В неё влюблён знатный синьор Освальд. И Натали любит его, но не верит в возможность быть с ним. Освальд же искренне желает жениться на ней. Но как объясниться в этом? Друг подсказывает ему идею: похитить девушку и в замке признаться ей в любви. 

В Натали ещё влюблён простодушный крестьянин Зюг. Над его неуклюжими попытками признаться в любви все посмеиваются. Натали сочувствует ему, но… Нет любви у неё к нему. 

Натали похищают, как и задумано. В замке она неожиданно сталкивается с Освальдом. Но убеждается, что это манекен. И она танцует с изваянием, представляя, как объяснилась бы в любви настоящему Освальду. Но тот, воспользовавшись моментом, занимает место манекена. Не смог долго оставаться неподвижным – обнимает Натали. Влюблённые счастливы! 

В замок пробирается Зюг, представляя себя благородным героем, спасающим похищенную даму. Находит манекен, награждает его ударами. И лишь затем убеждается, что это не Освальд. Досадно! 

Жители кантона радостно празднуют свадьбу Натали и Освальда. Только Зюг печален: Натали ему так и не досталась. Впрочем, вряд ли он будет долго горевать. 

 Натали и Лида 

Этот балет, сочетающий в себе комедию и пастораль, поставил в 1832 году Филлипо Тальони для своей дочери Марии. Романтическая балерина, тяготевшая к созданию фантастических образов, не без страха решилась предстать в образе крестьянской девушки. Но эта роль стала её большой удачей.   

Впрочем, так ли проста Натали? Она – крестница знатной  синьоры, о чём говорится в либретто. Даже незатейливый сюжет рождает немало загадок. 

А в 1849 году состоялась премьера балета «Лида, швейцарская молочница» - в бенефис Мариуса Петипа. Главную партию исполнила Фанни Эльслер. 

Долгое время балет был забыт. Но в 1980 году старинный спектакль восстановил балетмейстер Пьер Лакотт. А в образе обаятельной Натали предстала Екатерина Максимова. Трудностей в работе было немало: требовала внимания особая стилистика хореографии, построенной на мелких движениях. Но результатом стал дивный балет. 

От мелодии к мелодии 

Музыкальную партитуру создали Адальберт Гировец и Микель Карафа ди Колобрано. Изысканное  симфоническое полотно удивительно танцевально и колоритно. – как будто переливается мозаика из драгоценных камней. 

Адальберт Гировец (1763 – 1850) – чешский композитор, Есть интересные факты его жизни и творчества – к примеру, он был знаком с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Гировец – автор 40 балетов. А среди его опер – «Мнимый Станислав». На тот же сюжет напишет комическую оперу «Король на час» Джузеппе Верди. 

Микель Карафа ди Колобрано (1787 – 1872) – итальянско-французский композитор. Автор многочисленных опер. Среди них – «Ламмермурская невеста» по мотивам одноименного романа Вальтера Скотта. Этот роман станет основой либретто «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Но Карафа как оперный композитор не выдержал конкуренции с Россини и тем же Доницетти. Однако, возможно, оперы Карафа возродятся. 

…Сюжет, прелестный в своей наивности, изысканная музыка и дивный рисунок хореографии образовали чарующий спектакль. Он рождает веру в то, что лучшие мечты сбываются. А подлинная красота торжествует, как и должно быть. Подобно тому, как по весне расцветают цветы. 


 © Наталья Наумова (Дель Ветти)

  ********

Слово к читателям канала

Понравилась публикация? Буду очень рада донатам:

Ю-мани:

4100115413078652

 

 

 

Комментарии