Романтический балет… Сразу вспоминаются неземные образы – сильфиды, виллисы Или же реальные герои, но в необычных обстоятельствах – мужественные корсары, красивые невольницы. Или герои романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Комедийные сюжеты менее ассоциируются с романтизмом. Но и такие балеты были. Среди них – «Натали, или Швейцарская молочница». Поставленный в первой половине XIX века, он обрёл второе рождение в конце XX столетия.
Комедийная пастораль, или История Жизели со счастливым
концом
В Швейцарии живёт юная крестьянка Натали. В неё влюблён знатный синьор Освальд. И Натали любит его, но не верит в возможность быть с ним. Освальд же искренне желает жениться на ней. Но как объясниться в этом? Друг подсказывает ему идею: похитить девушку и в замке признаться ей в любви.
В Натали ещё влюблён простодушный крестьянин Зюг. Над его неуклюжими попытками признаться в любви все посмеиваются. Натали сочувствует ему, но… Нет любви у неё к нему.
Натали похищают, как и задумано. В замке она неожиданно сталкивается с Освальдом. Но убеждается, что это манекен. И она танцует с изваянием, представляя, как объяснилась бы в любви настоящему Освальду. Но тот, воспользовавшись моментом, занимает место манекена. Не смог долго оставаться неподвижным – обнимает Натали. Влюблённые счастливы!
В замок пробирается Зюг, представляя себя благородным героем, спасающим похищенную даму. Находит манекен, награждает его ударами. И лишь затем убеждается, что это не Освальд. Досадно!
Жители кантона радостно празднуют свадьбу Натали и Освальда. Только Зюг печален: Натали ему так и не досталась. Впрочем, вряд ли он будет долго горевать.
Натали и Лида
Этот балет, сочетающий в себе комедию и пастораль, поставил в 1832 году Филлипо Тальони для своей дочери Марии. Романтическая балерина, тяготевшая к созданию фантастических образов, не без страха решилась предстать в образе крестьянской девушки. Но эта роль стала её большой удачей.
Впрочем, так ли проста Натали? Она – крестница знатной синьоры, о чём говорится в либретто. Даже незатейливый сюжет рождает немало загадок.
А в 1849 году состоялась премьера балета «Лида, швейцарская молочница» - в бенефис Мариуса Петипа. Главную партию исполнила Фанни Эльслер.
Долгое время балет был забыт. Но в 1980 году старинный спектакль восстановил балетмейстер Пьер Лакотт. А в образе обаятельной Натали предстала Екатерина Максимова. Трудностей в работе было немало: требовала внимания особая стилистика хореографии, построенной на мелких движениях. Но результатом стал дивный балет.
От мелодии к мелодии
Музыкальную партитуру создали Адальберт Гировец и Микель Карафа ди Колобрано. Изысканное симфоническое полотно удивительно танцевально и колоритно. – как будто переливается мозаика из драгоценных камней.
Адальберт Гировец (1763 – 1850) – чешский композитор, Есть интересные факты его жизни и творчества – к примеру, он был знаком с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Гировец – автор 40 балетов. А среди его опер – «Мнимый Станислав». На тот же сюжет напишет комическую оперу «Король на час» Джузеппе Верди.
Микель Карафа ди Колобрано (1787 – 1872) – итальянско-французский композитор. Автор многочисленных опер. Среди них – «Ламмермурская невеста» по мотивам одноименного романа Вальтера Скотта. Этот роман станет основой либретто «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Но Карафа как оперный композитор не выдержал конкуренции с Россини и тем же Доницетти. Однако, возможно, оперы Карафа возродятся.
…Сюжет, прелестный в своей наивности, изысканная музыка и дивный рисунок хореографии образовали чарующий спектакль. Он рождает веру в то, что лучшие мечты сбываются. А подлинная красота торжествует, как и должно быть. Подобно тому, как по весне расцветают цветы.
Слово к читателям канала
Понравилась публикация? Буду очень рада донатам:
Ю-мани:
4100115413078652
Комментарии
Отправить комментарий