Для публики балет «Корсар», показанный Московским
музыкальным театром имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко
привлекателен яркой, открытой, почти демонстративной зрелищностью. Эффектна
череда танцев, сочиненных постановщиком Дмитрием Брянцевым изобретательно и
одновременно созвучных строгим канонам классической лексики. Колоритны морские
дали, полные ветра паруса, экзотические дворцовые покои, пряно-декоративные
костюмы, выполненные по эскизам Владимира Арефьева. Подчинены танцевальной
стихии мелодии А.Адана, Л.Делиба, Р.Дриго и других композиторов – чуждые
психологических глубин, но весьма комфортные и чёткие ритмически,
соответственно продирижированные Георгием Жемчужиным.
Разумеется, смешно ждать (а то и требовать) от балетного
«Корсара» адекватности литературному первоисточнику – поэме Байрона: не за тем
зритель приходит смотреть подобные спектакли. Однако первая неожиданность новой
постановки – несомненно байронический дух, утверждённый на подмостках. Столкновение
благородства и злодейства, окрашенных в тона равноинтенсивные, мощные картины
раздольной «пиратской жизни», ориентальные обольщения гарема, коварные
заговоры, жестокие поединки, таинственные похищения, коллизии любви –
разделённой или безответной – поведаны высоким слогом романтизма с его
излюбленными гиперболами в изображении нерядовых страстей и неординарных
ситуаций.
Второй неожиданностью спектакля становится стремление
балетмейстера внести в столь романтическую ретроспекцию оттенок чисто
современного динамизма, а временами и чисто-сегодняшней иронии. динамизм
обнаруживает себя в построении драматургии. нынешняя версия «Корсара» выстроена
компактно, подчёркнуто-отчётдиво излагает интригу от Пролога с морским боем,
через многочисленные приключения, предводителя корсаров Конрада, его
антагониста Бирбанто, его возлюбленной Медоры – к Эпилогу с отбытием счастливой
четы героев на паруснике. Сюжетный каркас облечён в роскошные одежды Танца –
щедрого, изобильного, цветистого, как и положено классическому балету.
Ирония нет-нет да и возникнет порой среди
возвышенно-романтических пассажей. Брянцев апеллирует к нынешней зрительской
аудитории, доверяет её интеллекту и чувству юмора. Отсюда – весьма осторожные и
тактичные, но всегда заметные и органически включённые в хореографию «апарты».
Есть тут «запланированный» обмен улыбками меж сценой и залом: и в особом,
смерчеобразном, раскалённом темпераменте корсарского пляса, и в па-де-труа насмешливых
одалисок , сопровождаемых совсем уж комическим евнухом, и даже в великолепных
«картинах соблазна», станцованных Гюльнарой и разыгранных Сеид-пашой. Столь
неожиданные промельки и просверки иронии вносят в танцевально-пластическую
палитру спектакля своеобычную контрастность и мгновенно позволяют узнать
авторский почерк Брянцева.
С той разницей, что в «Лебедином озере» сохранена вторая
картина, некогда созданная Львом Ивановым, а «Дон Кихот» инкрустирован
находками Александра Горского. В «Корсаре» избраны иной путь и иные подходы.
Ничего не повторив буквально, ничего не реконструировав, Брянцев аналитически
проницательно, а подчас интуитивно движется к постижению самой природы старинного балетного спектакля. Изучает
и реализует уравновешенность пропорций меж пластами танца классического и
характерного. Восстанавливает в правах балетную пантомиму в качестве
существенного образного слагаемого балетов наследия – слагаемого правомерного и
в контексте новой постановки. С нежданной свободой и широтой «пластического
дыханья» развёртывает масштабные и многоликие формы и типы классического танца
– в вариациях, адажио, трио, ансамблях, групповых композициях, увенчивая всю
сложную, «многоступенчатую» хореографическую конструкцию большим классическим
па.
Танец возникает не оттого, что его предварительно
«оправдали». А потому, что лишь в нём – в чистом, свободном от бытовых,
прозаических мотиваций танце – душа и смысл спектакля. Вольным, плавным,
красивым потоком танца и обозначен поток сценической жизни персонажей.
Для исполнителей – протагонистов и артистов кордебалета –
«Корсар» становится и по сей день остаётся школой высочайшей хореографической,
театральной культуры. Сейчас много и справедливо говорится об утрате или
падении профессионализма в театре драматическом. Увы, аналогичный процесс
очевиден и на балетной сцене. Вот отчего спектакли, подобные «Корсару», важны
принципиально. Они должны и могут не просто затормозить вышеназванный процесс –
весьма тревожный, но и увлечь исполнителей необходимостью каждодневного
совершенствования, последовательного освоения всего диапазона выразительных средств классического танца. Такой
цели посвящена и деятельность репетиторов спектакля Т.Легат, Е.Гильфановой,
А.Николаева, М.Крапивина.
Такая цель поставлена и во многом достигнута исполнителями
главных ролей. Г.Крапивина всё в большей степени оказывается «креатурой»
Брянцева – настолько ново, непредвиденно, непредугаданно раскрылись её данные
за последние несколько сезонов. Её прочтение партии Медоры наделено интонацией
одухотворённой и строгой, точной и отчётливой «танцевальной дикцией» -
качествами, к которым небезуспешно стремится и молодая балерина
Т.Чернобровкина.
Конрад в интерпретации В.Петрунина и особенно В.Кириллова –
не безликая фигура положительного «идеального» героя, но характер, достойно и
экспрессивно противопоставленный заговорщику Бирбанто. Мрачный, злокозненный,
но наделённый определённым «отрицательным обаянием» интриган Бирбанто воплощён
В.Саркисовым с подлинно-характерной колоритностью, а в прочтении В.Лантратова
выглядит чуть более «академично». Центром спектакля – и композиционно, и по
значительности актёрских достижений – становятся Гюльнара в томном, вкрадчивом,
неотразимо притягательном обличье М.Ивановой (портрет весьма неожиданный для
талантливой солистки!..) и чисто игровая, пантомимная, но блистательно
исполненная В.Тедеевым роль Сеид-паши.
Спектакль растёт, живёт и не скуден исполнительскими
удачами. Назовём хотя бы участниц па-де-труа Е.Иванову, Н.Трубникову,
О.Волковую. Тем не менее «Корсар» - из постановок, которые всегда и неотступно
будут требовать дальнейшего совершенствования. Композиции, основанные на классической
лексике, пока выглядят у исполнителей менее выигрышно, нежели характерные
танцы. Видимо, предстоит выровнять стиль и тщательность исполнения этих равно
важных звеньев спектакля.
Отдавая дань возвышенному романтическому слогу и строю
спектакля, Брянцев, конечно, не оставляет сферу творческих исканий, столь
типичных и для его личности Мастера, и для заветов основателей театра.
Приглашение Владимира Васильева – автора новой версии «Ромео и Джульетты»
Сергея Прокофьева, задуманные брянцевские постановки балета «Укрощение
строптивой» и спектакля, навеянного негритянскими «Спиричуэлз». А рядом –
«Сильфида», «Корсар», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель». Такое соседство
создаёт обстановку наибольшего благоприятствования для творчества.
P.S. Статья перепечатана со
старой ксерокопии журнала. Текст местами был плохо пропечатан и стёрт. Поэтому
пришлось опустить (особенно ближе к концу) некоторые предложения. Однако
основная часть воспроизведена в неизменном виде.
***********************************************************
По этой теме читайте также:
****************************
Слово к читателям блога:
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:
Z367877864770
P131738361850
R685687566365
Яндекс-деньги:
R685687566365
Яндекс-деньги:
4100115413078652
На сайте «Неизвестный гений»:
https://www.neizvestniy-geniy.ru/mat_podderjka_user.html?u=99948
Ссылки для перевода денег во Вконтакте:
Я очень удивлен таким замечательным текста который захватывает с первых слов о высоком, прекрасном. Этот писатель очень мудро и разумно раскрыл тему текста. этот человек очень умный, мудрый потому что такие тесты не часто встретишь так зкраз люди пишут чтобы обогатиться и приобрести славу между людьми, но, этот человек писал с глубоким смыслом текста .Спасибо таким людям, которые щей до сих пор пишут прекрасни тести.
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам!
УдалитьРомантика в балете это удивительно чувство, которое просто не передать.
ОтветитьУдалитьЭта постановка - настоящий Шедевр.
Удалить