Высоким слогом романтизма

Луцкая Е. Высоким слогом романтизма // Театральная жизнь. – 1990. – № 15




Для публики балет «Корсар», показанный Московским музыкальным театром имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко привлекателен яркой, открытой, почти демонстративной зрелищностью. Эффектна череда танцев, сочиненных постановщиком Дмитрием Брянцевым изобретательно и одновременно созвучных строгим канонам классической лексики. Колоритны морские дали, полные ветра паруса, экзотические дворцовые покои, пряно-декоративные костюмы, выполненные по эскизам Владимира Арефьева. Подчинены танцевальной стихии мелодии А.Адана, Л.Делиба, Р.Дриго и других композиторов – чуждые психологических глубин, но весьма комфортные и чёткие ритмически, соответственно продирижированные Георгием Жемчужиным.


Разумеется, смешно ждать (а то и требовать) от балетного «Корсара» адекватности литературному первоисточнику – поэме Байрона: не за тем зритель приходит смотреть подобные спектакли. Однако первая неожиданность новой постановки – несомненно байронический дух, утверждённый на подмостках. Столкновение благородства и злодейства, окрашенных в тона равноинтенсивные, мощные картины раздольной «пиратской жизни», ориентальные обольщения гарема, коварные заговоры, жестокие поединки, таинственные похищения, коллизии любви – разделённой или безответной – поведаны высоким слогом романтизма с его излюбленными гиперболами в изображении нерядовых страстей и неординарных ситуаций.

Второй неожиданностью спектакля становится стремление балетмейстера внести в столь романтическую ретроспекцию оттенок чисто современного динамизма, а временами и чисто-сегодняшней иронии. динамизм обнаруживает себя в построении драматургии. нынешняя версия «Корсара» выстроена компактно, подчёркнуто-отчётдиво излагает интригу от Пролога с морским боем, через многочисленные приключения, предводителя корсаров Конрада, его антагониста Бирбанто, его возлюбленной Медоры – к Эпилогу с отбытием счастливой четы героев на паруснике. Сюжетный каркас облечён в роскошные одежды Танца – щедрого, изобильного, цветистого, как и положено классическому балету.

Ирония нет-нет да и возникнет порой среди возвышенно-романтических пассажей. Брянцев апеллирует к нынешней зрительской аудитории, доверяет её интеллекту и чувству юмора. Отсюда – весьма осторожные и тактичные, но всегда заметные и органически включённые в хореографию «апарты». Есть тут «запланированный» обмен улыбками меж сценой и залом: и в особом, смерчеобразном, раскалённом темпераменте корсарского пляса, и в па-де-труа насмешливых одалисок , сопровождаемых совсем уж комическим евнухом, и даже в великолепных «картинах соблазна», станцованных Гюльнарой и разыгранных Сеид-пашой. Столь неожиданные промельки и просверки иронии вносят в танцевально-пластическую палитру спектакля своеобычную контрастность и мгновенно позволяют узнать авторский почерк Брянцева.



Обращение к постановке «Корсара», на первый взгляд, неожиданно для балетмейстера, чьё имя привычно связано с поиском смелым, новациями удивительными, обострённой чуткостью к веяниям времени. Лишь детальное знакомство с новой версией, постепенно, явленье за явленьем, - открывает неопровержимую закономерность и внутреннюю логику данного (чрезвычайно рискованного) эксперимента. Брянцев идёт на художественный риск и выигрывает. Он предлагает собственную постановку, лишённую опять-таки привычных для «Корсара» реставрированных фрагментов хореографии Мариуса Петипа. Тем самым постановщик невольно или осознанно следует одной из лучших традиций своего театра – самобытному истолкованию классических балетных партитур. Прославленное, по сей день живое и прекрасное «Лебединое озеро» Владимира Бурмейстера, «Коппелия» и «Дон Кихот» Алексея Чичинадзе. Теперь – «Корсар» Брянцева.





С той разницей, что в «Лебедином озере» сохранена вторая картина, некогда созданная Львом Ивановым, а «Дон Кихот» инкрустирован находками Александра Горского. В «Корсаре» избраны иной путь и иные подходы. Ничего не повторив буквально, ничего не реконструировав, Брянцев аналитически проницательно, а подчас интуитивно движется к постижению самой природы старинного балетного спектакля. Изучает и реализует уравновешенность пропорций меж пластами танца классического и характерного. Восстанавливает в правах балетную пантомиму в качестве существенного образного слагаемого балетов наследия – слагаемого правомерного и в контексте новой постановки. С нежданной свободой и широтой «пластического дыханья» развёртывает масштабные и многоликие формы и типы классического танца – в вариациях, адажио, трио, ансамблях, групповых композициях, увенчивая всю сложную, «многоступенчатую» хореографическую конструкцию большим классическим па.

Танец возникает не оттого, что его предварительно «оправдали». А потому, что лишь в нём – в чистом, свободном от бытовых, прозаических мотиваций танце – душа и смысл спектакля. Вольным, плавным, красивым потоком танца и обозначен поток сценической жизни персонажей.


Для исполнителей – протагонистов и артистов кордебалета – «Корсар» становится и по сей день остаётся школой высочайшей хореографической, театральной культуры. Сейчас много и справедливо говорится об утрате или падении профессионализма в театре драматическом. Увы, аналогичный процесс очевиден и на балетной сцене. Вот отчего спектакли, подобные «Корсару», важны принципиально. Они должны и могут не просто затормозить вышеназванный процесс – весьма тревожный, но и увлечь исполнителей необходимостью каждодневного совершенствования, последовательного освоения всего диапазона выразительных средств классического танца. Такой цели посвящена и деятельность репетиторов спектакля Т.Легат, Е.Гильфановой, А.Николаева, М.Крапивина.

Такая цель поставлена и во многом достигнута исполнителями главных ролей. Г.Крапивина всё в большей степени оказывается «креатурой» Брянцева – настолько ново, непредвиденно, непредугаданно раскрылись её данные за последние несколько сезонов. Её прочтение партии Медоры наделено интонацией одухотворённой и строгой, точной и отчётливой «танцевальной дикцией» - качествами, к которым небезуспешно стремится и молодая балерина Т.Чернобровкина.

Конрад в интерпретации В.Петрунина и особенно В.Кириллова – не безликая фигура положительного «идеального» героя, но характер, достойно и экспрессивно противопоставленный заговорщику Бирбанто. Мрачный, злокозненный, но наделённый определённым «отрицательным обаянием» интриган Бирбанто воплощён В.Саркисовым с подлинно-характерной колоритностью, а в прочтении В.Лантратова выглядит чуть более «академично». Центром спектакля – и композиционно, и по значительности актёрских достижений – становятся Гюльнара в томном, вкрадчивом, неотразимо притягательном обличье М.Ивановой (портрет весьма неожиданный для талантливой солистки!..) и чисто игровая, пантомимная, но блистательно исполненная В.Тедеевым роль Сеид-паши.


Спектакль растёт, живёт и не скуден исполнительскими удачами. Назовём хотя бы участниц па-де-труа Е.Иванову, Н.Трубникову, О.Волковую. Тем не менее «Корсар» - из постановок, которые всегда и неотступно будут требовать дальнейшего совершенствования. Композиции, основанные на классической лексике, пока выглядят у исполнителей менее выигрышно, нежели характерные танцы. Видимо, предстоит выровнять стиль и тщательность исполнения этих равно важных звеньев спектакля.

Отдавая дань возвышенному романтическому слогу и строю спектакля, Брянцев, конечно, не оставляет сферу творческих исканий, столь типичных и для его личности Мастера, и для заветов основателей театра. Приглашение Владимира Васильева – автора новой версии «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева, задуманные брянцевские постановки балета «Укрощение строптивой» и спектакля, навеянного негритянскими «Спиричуэлз». А рядом – «Сильфида», «Корсар», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель». Такое соседство создаёт обстановку наибольшего благоприятствования для творчества.




P.S. Статья перепечатана со старой ксерокопии журнала. Текст местами был плохо пропечатан и стёрт. Поэтому пришлось опустить (особенно ближе к концу) некоторые предложения. Однако основная часть воспроизведена в неизменном виде.

 Автор статьи очень точно характеризует уникальную, самобытную постановку балета «Корсар». К сожалению, порядка 10 лет она отсутствует в афише театра. Но хочется верить, что интерес к выдающемуся прочтению балета вернётся. Эта постановка – совершенно самобытный спектакль. В чём-то он даже опережал своё время. Но словами трудно описать. Нужно, чтобы была возможность это увидеть.

***********************************************************

****************************
Слово к читателям блога:

Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.

Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:

Z367877864770

P131738361850

R685687566365

Яндекс-деньги:

4100115413078652

 

На сайте «Неизвестный гений»:

https://www.neizvestniy-geniy.ru/mat_podderjka_user.html?u=99948

Ссылки для перевода денег во Вконтакте:



Комментарии

  1. Я очень удивлен таким замечательным текста который захватывает с первых слов о высоком, прекрасном. Этот писатель очень мудро и разумно раскрыл тему текста. этот человек очень умный, мудрый потому что такие тесты не часто встретишь так зкраз люди пишут чтобы обогатиться и приобрести славу между людьми, но, этот человек писал с глубоким смыслом текста .Спасибо таким людям, которые щей до сих пор пишут прекрасни тести.

     

    ОтветитьУдалить
  2. Романтика в балете это удивительно чувство, которое просто не передать.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий