Кто был одним из первых русских балетных композиторов? О творчестве Александра Алябьева

 …Ручейки журчат, причудливо сливаясь между собой в волшебных аккордах. Звучание флейт таинственным образом подобно водным переливам. Удивительно, когда несколько инструментов выступают в дивном ансамбле. Неслучайно во многих традициях звук флейты – это голос вечности. Её трели вызывают сильные эмоции. 

Уникальный квартет для четырёх флейт создал Александр Александрович Алябьев (1787 – 1851). Он – удивительное явление в русской музыке, По сей день его романсы исполняются в концертах, особенно популярен «Соловей». Однако наследие мастера обширно и многогранно. Он является автором опер, водевилей, симфоний, инструментальных ансамблей. И одним из первых русских балетных композиторов. Его хореографическая партитура тоже связана с флейтой. 

Трудные повороты судьбы 

Жизненный путь композитора начался блистательно. Он родился в семье тобольского губернатора. Затем попеременно жил в Москве и Санкт-Петербурге. Там ярко проявилось музыкальное дарование Алябьева. Ещё он участвовал в Отечественной войне 1812 года, был соратником Дениса Давыдова. 

Нелепый случай, произошедший во время карточной игры, перевернул всю жизнь композитора. Алябьев поссорился с неким Времевым. На следующий день тот скончался Все знали, что Времев задолго до этого был уже серьезно болен. Но обвинили в его смерти Алябьева. Несколько лет длились судебные разбирательства. 

Морально Алябьева очень поддержала старшая сестра. По её распоряжению, в камеру было доставлено фортепиано. Алябьев продолжал активно сочинять музыку. Балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты» был написан именно в тот период и поставлен в Большом театре балетмейстером Фортунато Бернаделли. Музыка отличалась изысканностью и особой грациозностью. 

Что интересно, в числе водевилей Алябьев написал  один – специально для бенефиса легендарной балерины Авдотьи Истоминой. Он назывался «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты». Композитор также создавал музыку к хореографическим дивертисментам. 

Алябьев после всех разбирательств был отправлен в ссылку в Тобольск, по месту рождения. Но и там он сочинял музыку, организовал духовой оркестр. Во время поездки для лечения на Кавказ Алябьев записал большое количество народных песен. Впоследствии он использовал эти мотивы в своём творчестве. Он написал оперу «Аммалат-Бек» по повести Александра Бестужева-Марлинского. Однако она не была поставлена.

 Лишь в 1843 году Алябьеву было разрешено снова проживать в Москве. Он пишет музыку к спектаклям драматического театра. Создаёт и духовные произведения, первые опыты в этом направлении были написаны ещё в Тобольске. Среди них – «Литургия», Но исполнена она была только в 2009 году. 

Сказочная пастораль 

Примечательная постановка балета «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты» состоялась в 1993 году. Осуществлён спектакль был силами коллектива классического танца «Москвич». Изысканная хореографическая фреска ознаменовала возрождение балетной партитуры Алябьева. 

Балетмейстером стала Алла Шульгина, она же выступила и автором либретто. Оно представляет собой романтическую пастораль. Основная её идея связана с противопоставлением звучания барабана, олицетворяющего силы зла, и флейты, символизирующей доброе начало. 

Начинается спектакль ссорой сказочных обитателей леса. Сатиры играют на волшебном барабане, но туда вступает флейта нимф. Каждая сторона стремится взять верх. В результате сатиры и нимфы ссорятся. Что ж: пусть люди помогут рассудить, что сильнее – добро или зло. 

На поляну приходят влюблённые пастушок и пастушка. Они радуются свиданию, но не предполагают, что их чувству предстоит испытание. А беда не за горами. Из замка приходит  маркиз. Его внимание привлекает красавица-пастушка. А если знатный господин чего-то захотел, он этого должен добиться! С обольстительными речами он обращается к поселянке, но та не желает его и слушать. 

Сатиры готовы содействовать маркизу. С помощью волшебного барабана погружают пастушку в глубокий сон и намерены унести её в замок. Тогда уж ничто не помешает маркизу овладеть девушкой. 

Пастушок в отчаянии. Но тут появляются нимфы. Их королева вручает юноше волшебную флейту, с помощью которой он сможет освободить возлюбленную. Мелодия пробуждает девушку и побеждает злые замыслы маркиза и сатиров. 

Нимфы ликуют. Радостно празднуется свадьба пастушка и пастушки. 

Значение наследие Александра Алябьева до сих пор в полной мере не оценено. Многие произведения не исполнены. Однако это та Атлантида, которая ждёт своего открытия. И важно пробудить к жизни наследие композитора. Подобно волшебной флейте, музыка Алябьева должна звучать и нести в мир гармонию – возрождение произведений поможет открыть дивные страницы русской музыки.

 

 © Наталья Наумова (Дель Ветти)

****************************

Слово к читателям блога:

Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.

Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:

Z367877864770

R685687566365

Яндекс-деньги:

4100115413078652

 

На сайте «Неизвестный гений»:

https://www.neizvestniy-geniy.ru/mat_podderjka_user.html?u=99948

Ссылки для перевода денег во Вконтакте:


*****************
Впервые опубликовано в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру» 

 

 

 

Комментарии