Икона – это окно в духовный мир, мост между разными
реальностями. Крайне сложно передать на языке земных образов нечто незримое и
непостижимое. Поэтому невозможно здесь обойтись без условностей и особых
символов. Недаром издавна в иконописи сложились жёсткие каноны. Однако
встречаются изображения, совсем не похожие на остальные.
В экспозиции музея Ростовского кремля есть уникальный
экспонат. Это – икона мученика Христофора, который стал известен как
Песьеглавец. Неподготовленного зрителя она может напугать и даже шокировать.
Зооморфный образ – нечто, казалось бы, невозможное в иконописи. Тем не менее подобные
изображения встречаются, порождая немало загадок.
Лень читать? Тогда слушайте:
Легенды и были
Святой мученик Христофор почитается и православной, и
католической церквями. Он жил в III веке и пострадал при императоре Деции Траяне – яром гонителе
христиан. Вокруг жизни святого Христофора сложилось много преданий, мифов и
легенд. А икону его невозможно спутать с другими. Правда, таких изображений
дошло до нашего времени немного – после реформы патриарха Никона они были
запрещены.
Объяснений возникновения образа Песьеглавца несколько. Самое
известное гласит, что Христофор был прекрасным юношей. Многие женщины соблазнялись
его красотой, а самые отчаянные преследовали своей любовью. Но он всеми силами
желал избежать греховных соблазнов и молился, чтобы ему была дана как можно
более отталкивающая внешность. Отсюда и столь странный, даже пугающий облик.
Но ещё утверждалось, что святой Христофор испросил необычную
внешность, дабы сделать свои проповеди более убедительными среди язычников. Кстати,
исследователи усматривают в зооморфном образе своеобразный сплав традиций. В
частности, проводилась параллель с египетским богом Анубисом, который
изображался с головой собаки либо шакала. Согласно мифологии, он был
проводником в загробный мир.
Ещё существовало поверье, что святой Христофор происходил из
племени киноцефалов – людей с головами собак. О них писал и путешественник Марко
Поло, однако не усматривал в этом никакой мистики. Странная внешность
представителей того племени объяснялась тем, что им с младенческого возраста
сдавливали черепа, чтобы голова приобрела вытянутую форму. Это впоследствии
помогало устрашать врагов.
Откровение на реке
В западной, католической традиции бытовало другое предание. Оно
породило особый сюжет в иконописи: великан, несущий младенца Христа.
До крещения Христофор носил имя Репрев. Был он человеком
огромного роста и невероятной физической
силы. Ощущая свою исключительность, решил, что повелевать им должен лишь самый
могущественный господин. Вначале поступил на службу к царю, но оказалось, что тот
не всесилен: земной государь боялся дьявола. Репрев, узнав об этом, избрал
своим повелителем князя тьмы. Но выяснилось, что дьявол трепещет перед крестом.
В замешательстве Репрев обратился к отшельнику и получил от
святого старца совет – переносить путников через бурную реку. За этим занятием
и пришло откровение. Однажды великан увидел маленького мальчика, который
попросил помочь ему добраться до другого берега. Гигант с трудом поднял ребёнка
– почувствовал, что как будто целый мир давит на плечи.
Репрев спросил таинственного мальчика, в чём тут причина. С
трепетом услышал великан, что перед ним – Богомладенец Христос, взявший на себя
грехи всего человечества. После этого Репрев принял христианскую веру, а
Богомладенец крестил его в той же реке под новым именем – Христофор, что
означало «несущий Христа».
Здесь нет намёка ни на какую зооморфность облика святого.
Однако есть ещё одна версия. По преданию, Христофор происходил из племени
хананеев. И здесь могла возникнуть путаница из-за созвучия с латинским словом
"canis” –
"собака”. Разные традиции могли переплестись между собой. И вряд ли есть
единственно верное объяснение появления образа Песьеглавца.
Внутреннее несходство
Икона из музея Ростовского кремля |
Но важно помнить, что икона – это не портрет. И нельзя искать
в символическом образе буквального сходства с реальной личностью. Столь
необычное изображение могло олицетворять внутреннее несходство с окружающими.
Когда есть стремление к высоким идеалам, то часто сложно найти взаимопонимание
с теми, для кого нормой стали низость и жестокость. Погрязшее в грехах
окружение не принимало Христофора.
По сей день отвержение – это боль для многих. Быть изгоем –
это страшно. И часто отвергаются как раз благородные люди с высокой душой. Окружающим
они видятся странными, даже не вполне адекватными. Хотя нередко оказывается
наоборот: нормальный человек – это как раз тот, кого отвергают. Что сложно
сказать о гонителях, которые не осознают своего безумия.
© Наталья Наумова (Дель Ветти)
*************************
Впервые опубликовано на сайте «ШколаЖизни.ру»
Слово к читателям блога:
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:
Z367877864770
P131738361850
R685687566365
Яндекс-деньги:
R685687566365
Яндекс-деньги:
4100115413078652
На сайте «Неизвестный гений»:
https://www.neizvestniy-geniy.ru/mat_podderjka_user.html?u=99948
Ссылки для перевода денег во Вконтакте:
Комментарии
Отправить комментарий