Каким предстаёт «вечный сюжет» сквозь призму чешской музыки XVIII века? Георг Бенда и его опера «Ромео и Джульетта»
XVIII
век – время расцвета классицизма в музыке. Многие произведения проникнуты идеей
гармонии и разумного устройства мироздания. В ту эпоху творили такие гении, как
Вольфганг Амадей Моцарт и Йозеф Гайдн. Но были и композиторы «второго ряда». Известность
получили чешские мастера – Йозеф Мысливечек и Ян Стамиц. Ярким явлением в
искусстве стал и их соотечественник – Георг Антон (Иржи Антонин) Бенда
(1722-1795). В наши дни его произведения обрели второе рождение.
Творческий путь
Азам мастерства Георг Бенда обучился в семье, затем продолжил
образование в колледже. Старший брат – Франц Бенда – выступал в придворной
капелле прусского короля Фридриха II как скрипач-виртуоз. Там же начал служить и Георг. Это
позволило ему познакомиться со многими знаменитыми музыкантами. В 40-е годы XVIII века начинается
деятельность Георга Бенды как композитора.
Сильное влияние оказало на него творчество Карла Филиппа
Эммануила Баха. Не исключено, что Георг встречался и с самим Иоганном
Себастьяном Бахом. Позднее Бенда посещает Италию и знакомится с современным ему
оперным искусством. Побывал он и во Франции, где его сочинения завоевали
признание. Неудачей обернулась попытка получить должность капельмейстера в
Венском театре, что стало ударом для композитора. В последние годы жизни он
практически отходит от создания музыки.
Его наследие составляют произведения разных жанров. Опера
«Ромео и Джульетта» («Ромео и Юлия») была впервые поставлена в 1776 году. Возможно,
это был первый опыт оперного воплощения данной пьесы Вильяма Шекспира. Сюжет
трактуется достаточно вольно. Однако возвышенный настрой и драматизм сохранены.
Легенда сквозь призму
оперы
…Ночь. Джульетта ждёт вестей о судьбе Ромео, который заключён
в темницу за дуэль с Тибальдом. Девушку навещает её подруга Лаура. Помедлив,
она сообщает, что Ромео должен отправиться в изгнание. Вскоре он приходит проститься
с Джульеттой. Незаметно пролетают минуты свидания. После мучительных душевных
терзаний влюблённые расстаются.
Синьор Капулетти, отец Джульетты, недоумевает, почему его
дочь так печальна. Для неё есть достойный жених – вот кто вернёт ей радость
жизни. Джульетта готова скорее умереть, чем согласиться на подобное. Но открыть
причину отказа не может – ведь её семья и семья Ромео с давних пор ненавидят
друг друга. Синьор Капулетти уходит в страшном гневе. Джульетта остаётся
наедине со своим горем.
Лаура старается поддержать подругу и советует искать помощи
у монаха Лоренцо. Именно он не так давно тайно обвенчал Ромео с Джульеттой.
Появляется Лоренцо, который уже знает обо всём. Он согласен помочь, если только
у девушки хватит мужества. Он предлагает ей выпить снотворное. Её положат в склепе,
откуда Ромео её освободит. Джульетту одолевают противоречивые чувства. Но любовь
берёт верх над страхом.
Все поверили в истинность смерти Джульетты. Горькие вести
дошли и до Ромео, опередив радостные. Для него жизнь без Джульетты немыслима.
Он проникает в склеп с твёрдым намерением умереть рядом с возлюбленной. В
смятенном сознании юноши проносятся картины их недолгого счастья. Он уже готов
заколоться над гробом Джульетты, но в последний момент она открывает глаза.
Ромео кажется, что это сон. Появившийся Лоренцо проясняет
случившееся. Тем временем к склепу подходит безутешно скорбящий синьор
Капулетти. Лоренцо останавливает его и намекает, в чём была причина страданий
Джульетты. Синьор Капулетти признаётся, что благословил бы свою дочь и её возлюбленного,
если бы только она была жива. Тогда Лоренцо открывает ему правду. Горе всех,
кто оплакивал Джульетту, сменяется радостью.
От сумерек к рассвету
Опера камерная, в ней немного действующих лиц. Жанр «Ромео и
Джульетты» композитор определил как зингшпиль. Так называлась разновидность
оперы (чаще комической), где вокальные номера чередовались с разговорными
диалогами. Однако «Ромео и Джульетта» - это «тёмный» зингшпиль. Ничего
комического в нём нет. Музыка окутана сумрачным колоритом. Жизнеутверждающе
звучит лишь финальный хор – он подобен рассвету после глубокой ночи.
Кульминация оперы – ария Джульетты в момент приёма
снотворного. Возвышенные мелодии рисуют душевное смятение героини и нарастающую
решительность. Ария Ромео в склепе проникнута одиночеством и едва уловимой
надеждой. Жёсткая вокальная речь синьора Капулетти постепенно становится более
человечной. Виртуозна партия Лауры – наперсницы Джульетты. Важное место
занимает разговорная роль Лоренцо, который призван направлять действие и
увещевать других персонажей.
Финал мог быть навеян оперой Кристофа Глюка «Орфей и
Эвридика», которая, вопреки мифу, завершалась счастливо. Это несло в себе идею торжества
любви над смертью. У Глюка Эвридика возвращалась на землю из подземного
царства. Сон и пробуждение Джульетты в опере Бенды тоже подобны смерти и новому
рождению. Это – начало той жизни, где нет места ненависти.
Перекликание мелодий
Одному из исследователей принадлежит выразительное
изречение, что Георг Бенда – «маленькая буква b между двумя заглавными B», то есть Бахом и Бетховеном.
В этих словах очень образно показаны и эпоха, в которую творил чешский
композитор, и его место в истории музыки.
Некоторые из находок Георга Бенды получили дальнейшее
развитие. Так, траурный марш, сопровождающий шествие за гробом Джульетты,
пронизан пульсирующими синкопами, что усиливает настроение скорби. Позже этот
приём был использован в «Реквиеме» Моцарта. Отмечалось также, что ода Бетховена
«К радости» стилистически перекликается с финальным хором из «Ромео и
Джульетты».
Музыка Георга Бенды оказалась привлекательной и для
современных слушателей. Её простота, порой подчёркнутая незамысловатость
сочетаются с глубиной, а изящество и лёгкость – с драматизмом. Исполнители
включают его произведения в свой репертуар, а слушателям остаётся знакомиться с
новыми для себя мелодиями и открывать в них что-то, близкое себе.
© Наталья Наумова (Дель Ветти)
*************************
Впервые опубликовано на сайте «ШколаЖизни.ру»
Понравилась публикация?
Буду признательна за помощь в развитии блога.
Буду признательна за помощь в развитии блога.
Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:
Z367877864770
R131738361850
Ссылки для перевода денег во ВКонтакте:
Ссылки для перевода денег во ВКонтакте:
Комментарии
Отправить комментарий