В «Корсаре» на сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко танцуют много, увлечённо, смело. Танцуют порой с настоящей виртуозностью и блеском. Молодой балетмейстер Н.Гришина в этой работе проявила настоящий творческий темперамент, выдумку, изобретательность.
В спектакле воскрешены такие, к сожалению, почти забытые у
нас танцевальные формы, как гранд па, традиционное па-де-де насыщенно большим
количеством сложных прыжковых движений, наконец, две ведущие мужские партии
обретают свою характеристику в технически сложном, эффектном танцевальном
рисунке. Н.Гришина показала и своё умение строить сложные композиции
ансамблевых танцев, а также создавать яркие сольные миниатюры, в совокупности
образующие интересный балетный дивертисмент (сцена в гареме).
В работе балетмейстера заметно стремление к созданию
цельного спектакля, единого по своему танцевальному языку. Из всех виденных
нами «Корсаров» этот наименее эклектичен, все действенные линии в нём развиты
логичнее и законченнее, чем во многих других вариантах балета.
Цельности спектакля во многом способствует и то, что
партитура «Корсара» очищена от многочисленных чужеродных наслоений.
Танцевальная щедрость и полнота спектакля вызывают горячую
увлеченность артистов. Это настроение передаётся и зрителям. Они смотрят балет
с удовольствием, много аплодируют. Неистощимый поток танцев создаёт в спектакле
приподнятую атмосферу.
И тем не менее спектакль не лишён значительных недостатков.
Здесь со многим хочется спорить, многое отрицать. Появление «Корсара» на афише
театра, снискавшего славу смелого новатора в воплощении героической темы,
заставляло думать о том, что балетный коллектив останется верен своим
традициям, сумеет создать произведение поистине страстное и темпераментное.
Зритель ожидал, что «Корсар», наконец, обретёт черты
настоящего романтического спектакля, приблизится к возвышенному строю поэмы
Байрона.
Но как ни старалась балетмейстер Н.Гришина усилить и
подчеркнуть героическую тему балета, создать спектакль о мужественных, смелых и
гордых людях – этому противится и либретто, содержащее слишком много привычной
балетной условности, и прежде всего сама музыка Адана, которая, при всей своей
мелодичности и танцевальности, легковесна и наивна: эта музыка вряд ли может
служить настоящей основой для создания героического спектакля.
Музыкальные
характеристики в «Корсаре» упрощены, недостаточно колоритны, симфоническое
развитие почти отсутствует, партитура «жидка» и мало темпераментна.
Это не могло не сказаться и на сценическом воплощении
балета. Он начинается впечатляющей сценой морского боя, передающей атмосферу
опасностей, битв и тревог, в которых протекает действие спектакля. Столь же
напряжённая атмосфера есть в сцене тюрьмы и в некоторых других эпизодах. Но
основная героическая линия всё время теряется, уступая место чисто зрелищным
эффектам. И это закономерно, ибо в партитуре нет того огня, который мог бы
осветить и вдохновить весб спектакль.
Перед нами разворачивается вереница красивых танцев, и,
любуясь ими, мы то и дело забываем л судьбе мужественного Конрада и прекрасной,
стойкой Медоры. Да и сами характеры героев выявлены недостаточно ясно, хотя в
спектакле есть несолько интересных эпизодов, где образы героев, напряжённость
ситуаций передаются через действенный танец и выразительную пластику.
Балетмейстер Н.Гришина и художник А.Людмилин увлеклись
внешней яркостью , пышностью, парадностью. Подчёркнуты парадны и пестры костюмы. Излишняя яркость и пестрота
порою дают о себе знать и в танцевальных композициях, подчёркнуто эффектных и
эстрадно броских. В отдельных сценах есть налёт «балетного ориентализма».
В 1956 году Н.Гришина ставила «Корсар» на сцене
Свердловского театра оперы и балета. Новая её работа над этим балетом богаче в
танцевальном отношении, но утратила ту благородную сдержанность, тот суровый
романтический колорит, который привлекал в свердловской постановке.
Участники нового спектакля получили отличную возможность
проявить всё своё танцевальное мастерство.
В.Бовт танцует Медору не только с настоящим виртуозным
блеском, апломбом и смелостью, но и покоряет лёгкостью, отточенностью,
музыкальностью. Эти качества проявились в последних работах актрисы, творческий
рост которой ощущается с каждой её новой партией.
Партию Гюльнары танцуют Э.Власова и Э.Кузнецова. Власова
по-настоящему артистично передаёт порывистый, мятущийся темперамент Гюльнары,
томление её безответной любви к Конраду. Её танец органично сочетает
порывистость с восточной мягкостью, негой поз и движений.
Э.Кузнецова играет Гюльнару более сдержанно, её чувства
глубоко затаены. Она замкнута и горда в своей любви и в своём горе. Танец
Э.Кузнецовой, как всегда, привлекает благородной академичностью, чистотой
стиля.
С большой экспрессией и темпераментом исполняет пляску дикой
невольницы А.Крупенина.
В «Корсаре» так же, как и в других последних работах театра,
обращают на себя внимание даровитые молодые танцовщицы Л.Лихачёва, В Ермилова,
Н.Церивитинова, обладающие несомненной индивидуальностью и артистичностью.
На характерах мужских партий следует остановиться особо. Молодой
балетмейстер создал запоминающиеся, выразительные мужские танцы и вариации,
может быть даже порой нарочито и подчёркнуто усложнённые. Но во всяком случае в
них нет безликости балетных «кавалеров» , они ярко импульсивны, энергичны,
насыщены настоящей танцевальной динамикой.
М.Лиепа, исполняющий роль Конрада, удачно сочетает лёгкость,
элегантность танца с мужественностью, простотой эмоционального выражения. Это
позволяет ему создать убедительный образ предводителя корсаров Конрада.
Ю.Трепыхалин, танцующий партию злобного Бирбанто, хорошо
ощущает пластический характер образа, но ему ещё мешает некоторая скованность,
робость. , думается, что постепенно, от спектакля к спектаклю, партия
наполнится большим темпераментом и силой.
Украшением спектакля служит мужественный, патетический
танецЮ.Кузнецова, с успехом выступающего в гранд па.
Итак, в этом спектакле есть немало радующих танцевальных
находок. Но хотелось бы, чтобы в будущем молодой балетмейстер Н.Гришина
обращалась к темам более значительным и интересным, чем старый наивный сюжет и
музыка балетного «Корсара». Новые и, главное, более ёмкие задачи позволят её
ещё полнее раскрыть своё балетмейстерское умение.
В своё время, в начале 30-х годов художественный
руководитель балета театра им. Станиславского и Немировича-Данченко
Вл.Бурмейстер тоже начинал с «Корсара». Теперь все знают его путь от
«картонно»-бутафорской романтичности «Корсара» к подлинной суровой героике «Лолы»
и «Берега надежды».
Будем надеяться, что, начав с «Корсара», Н.Гришина от
спектакля к спектаклю будет решать всё более серьёзные творческие задачи,
соединяя своё пристрастие к танцевальной яркости и щедрости с масштабностью и
глубиной воплощения тем и образов.
Слово от Натальи Наумовой (Дель Ветти):
Данная статья перепечатана мною без каких-либо правок – так,
как она была представлена в журнале.
Я не застала на сцене «Корсар» Нины Гришиной. Но эта версия
предшествовала выдающейся постановке «Корсара» Дмитрия Брянцева.
«Корсар» Н.Гришиной не сохранился полностью в записи.
Остались лишь чёрно-белые фрагменты. Но даже они показывают достоинства
спектакля. Забвения «Корсар» Гришиной точно не заслуживает. В любом случае это
– одна из славных страниц театра.
Сейчас очень важно вспомнить славные страницы истории балета
театра. Хочется верить в его возрождение.
****************************
Слово к читателям блога:
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:
Z367877864770
P131738361850
R685687566365
Ссылки для перевода денег во Вконтакте:
R685687566365
Ссылки для перевода денег во Вконтакте:
Комментарии
Отправить комментарий