«Она была среднего роста, с красивым лицом, гладким и белым,
обрамлённым иссиня-чёрными прямыми волосами, и в её внешнем облике, особенно во
взгляде, высокомерном и ленивом, угадывалось, казалось, что-то кошачье».
Такой предстала Беатриче сквозь призму фантазии писателя XX века
Рафаэля Сабатини. В романе «Белларион» она выступает как второстепенное
действующее лицо, однако нарисована достаточно ярко. Показана она амбициозной,
честолюбивой натурой, одержимой страстью стать миланской герцогиней. Было ли ей
свойственно такое же властолюбие в действительности – сложно сказать. Но именно
воплощение мечты о герцогской короне принесло ей страдание и смерть.
На полях истории
Реальная Беатриче ди Тенда жила на рубеже XIV - XV веков. Годом её рождения чаще всего
называют 1372-й. Она была супругой военачальника Фачино Кане. Вряд ли их
отношения были простыми. Сложности во взаимопонимании могли усилиться из-за
того, что муж был намного старше своей молодой жены. Однако не исключено, что
Беатриче искренне уважала его и сопровождала в военных походах.
После смерти Фачино Кане его вдова унаследовала огромное
состояние и обширные владения. Вторичный брак оказался роковым для Беатриче. Её
новым супругом стал Филиппо Мария Висконти – герцог Милана с 1412 года. В этом
браке тоже имела место разница в возрасте, но ситуация сложилась диаметрально
противоположным образом. На сей раз сама Беатриче была старше своего мужа,
причём на целых двадцать лет.
Тем не менее поначалу Филиппо испытывал симпатии к жене,
которая, несмотря на возраст, отличалась красотой, обаянием и незаурядным умом.
Однако довольно быстро наступило охлаждение. У Беатриче нашлись недоброжелатели,
по чьим наветам её обвинили в супружеской неверности. Герцог, по натуре
жестокий и подозрительный, не преминул воспользоваться этим предлогом, чтобы
избавиться от жены. По приговору суда она была обезглавлена. Это произошло в
1418 году.
Перекликание судеб
В глазах современников, а затем и потомков Беатриче чаще
представала как жертва произвола. На то есть веские основания. Достоверных
подтверждений её вины не было. К тому же сам герцог Филиппо был весьма непопулярной
фигурой, гораздо большими симпатиями пользовалась сама Беатриче. Расправа над
ней могла только усилить неприязнь жителей Милана к своему правителю.
«Кто много говорит о неповторимости, тот плохо знает
историю», - сказал немецкий учёный и публицист Вильгельм Швебель. Судьба
Беатриче в какой-то мере предвосхитила участь английской королевы Анны Болейн, казнённой
по аналогичному обвинению. И, что любопытно, обе они вдохновили композиторов XIX века. Гаэтано Доницетти
написал оперу «Анна Болейн». А судьба Беатриче ди Тенды заинтересовала Винченцо
Беллини, и в 1833 году состоялась премьера его лирической трагедии.
Сценическая жизнь этого произведения оказалась непростой. На
фоне триумфов других творений Беллини новую оперу «Беатриче ди Тенда» ожидал
крайне неодобрительный приём, граничивший с провалом. Возможно, сыграл свою
роль мрачный сюжет. Но сам Беллини сказал: «Моя «Беатриче» отомстит за себя».
Современные постановки подтвердили музыкальные достоинства партитуры. В опере
показана трагическая развязка судьбы Беатриче – честной, благородной героини, сумевшей
стать выше происков врагов.
Страницы либретто
…Миланский герцог Филиппо погружён в мрачные думы. Он
охладел к своей жене Беатриче. Его помыслами овладела прелестная Аньезе. Последняя
же влюблена в молодого придворного Оромбелло. С ним она настойчиво ищет
свидания. Однако Оромбелло холодно отвечает на её пылкие речи. Аньезе начинает
подозревать, что он испытывает чувства к самой герцогине.
Беатриче во власти печальных размышлений. Громкий титул не
принёс ей счастья. Глядя на статую своего первого мужа Фачино Кане, Беатриче вспоминает
прошлое и остро чувствует одиночество. Филиппо настроен к жене весьма
агрессивно, что повергает её в отчаяние. Ей робко пытается объясниться в любви
Оромбелло. Беатриче сочувствует юному поклоннику, однако не допускает даже
мысли нарушить супружескую верность.
Внезапно появляется Филиппо, которого нарочно привела Аньезе.
Он бросает Беатриче обвинение в измене. Для «подтверждения» приказывает
подвергнуть пыткам Оромбелло. Не выдержав мучений, несчастный подтверждает обвинение
в преступной связи с герцогиней. И только затем с ужасом осознаёт, что, оклеветав
себя, погубил и Беатриче. Оромбелло отказывается от всех показаний и даже
просит для себя более тяжких мучений, надеясь загладить вину.
Смертный приговор составлен, дело только за подписью.
Достаточно росчерка пера – и Филиппо свободен от уз брака. Но тут жестокого
герцога одолевают сомнения. Ему страшно, что потомки осудят его. В это время в
замок приносят весть – среди граждан Милана зреет недовольство, они готовы
восстать и освободить Беатриче. В гневе Филиппо подписывает приговор и требует
немедленного исполнения.
Во внутреннем дворе замка приближённые герцогини с ужасом ждут
её появления. Но Беатриче спокойна и готова достойно встретить смерть. Тем временем
вбегает раскаявшаяся Аньезе – она бросается к ногам осуждённой, надеясь
вымолить прощение. Беатриче находит в себе силы примириться со всеми, кто
сделал ей много зла. Её слова сливаются с голосом умирающего Оромбелло. Простив
своих врагов, Беатриче идёт на эшафот.
Вместо послесловия
…Яркая личность подчас весьма противоречива. Возможно, такой
была и Беатриче ди Тенда. В молодые годы она могла быть отнюдь не лишённой
властолюбия, какой предстаёт под пером Сабатини. Однако осознание своих заблуждений,
пусть и позднее, возвысило её в глазах потомков. Поэтичный образ, сотканный из
пленительных мелодий Беллини, восхищает до сих пор. Сквозь века пробиваются
драматичные предания. Одной из таких легенд стала «миланская Анна Болейн» Беатриче
ди Тенда.
© Наталья Наумова (Дель Ветти)
****************************
Слово к читателям блога:
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:
Z367877864770
P131738361850
R685687566365
Ссылки для перевода денег во Вконтакте:
R685687566365
Ссылки для перевода денег во Вконтакте:
Комментарии
Отправить комментарий