Ундина, прекрасная морская дева, полюбила рыбака Маттео. Она
готова отдать своё бессмертие за один миг рядом с возлюбленным. Срывает розу и
соглашается умереть, когда с цветка опадут лепестки. Маттео венчается с Ундиной,
но она медленно угасает. Сёстры уносят её в море. К ней возвращается
бессмертие, а вместе с ним – вечная тоска по утраченной любви.
Частый мотив романтического искусства – гибель прекрасной
мечты при столкновении с реальностью. Балет «Ундина» (другое название – «Наяда
и рыбак») был впервые показан в 1843 году. Поставил его Жюль Перро, музыку
написал Цезарь Пуни. Первой Ундиной стала Фанни Черрито (1817 – 1909) – легенда
романтического балета. Её образ запечатлен не только на старинных литографиях –
её именем названа одна из вариаций знаменитого па-де-катра.
Слияние традиций
Фанни Черрито (настоящее имя – Франческа Черрито) – уроженка
Неаполя. Училась будущая балерина в школе Театра Сан-Карло. Яркое дарование её
было быстро замечено благодаря учителю Карло Бласису. Затем последовал её
успешный дебют, который положил начало головокружительной карьере новой звезды.
Фанни Черрито блистала на сценах Италии, в том числе в легендарном театре Ла
Скала.
Однако она постоянно совершенствовала своё мастерство.
Большое влияние на неё оказала французская школа. Два балетмейстера сыграли
огромную роль в её судьбе – Жюль Перро и Артур Сен-Леон. Их постановки стали
знаковыми для знаменитой балерины и во многом определили её исполнительскую
манеру.
Артур Сен-Леон был партнёром Черрито, с ним она
гастролировала во многих столицах, в том числе Лондоне и Вене. Позднее он стал
мужем балерины, хотя впоследствии супруги расстались. Ещё Фанни Черрито сама
выступала как балетмейстер, что было редкостью для женщин в XIX веке. Она
поставила несколько балетов. В их числе – «Альма, или Дочь огня», где исполнила
главную партию.
В расчёте на индивидуальность Черрито Сен-Леон создал балет
«Маркитантка». Уже в конце XX века Пьер Лакотт расшифровал запись одной из сцен этого
спектакля, которая сейчас нередко исполняется в концертах. Вариация и дуэт для
Черрито позволяют прочувствовать манеру артистки. Элегантность поз, графическая
чёткость мелких движений в сочетании с лёгкими взлётами – всё это отличало
искусство балерины.
Темперамент и лирика
Черрито стала одной из четырёх звёзд, выступавших в
па-де-катре Жюля Перро. И её имя закрепилось за соответствующей вариацией.
Мелодия вальса прорезалась взлётами в прыжках, а плавные приземления перетекали
в быстрые мелкие движения. В искусстве Черрито была и бравурность, и
воздушность – она соединяла в своём танце темперамент и лиричность.
Ундина в одноименном балете очаровала и потрясла зрителей.
Коронным номеров Черрито был танец с тенью. Став смертной женщиной, героиня с
удивлением и даже страхом замечает, что у неё появилась тень, как и у всех
людей. Девушка-ундина то пытается поймать странное существо, то убегает от
него, то играет с ним – непонятные, новые ощущения переполняют морскую деву.
Улыбка и грусть
Фанни Черрито умела быть и жизнерадостной. Даже в
трагической партии Ундины мелькали моменты, вызывающие улыбку. Особенно в
сцене, когда морская дева невидимой проникает в комнату к своей сопернице
Джаннине, невесте Маттео, и запутывает пряжу, приводя растерянную девушку в
недоумение.
Выступив в балете «Сильфида», Черрито сумела подчеркнуть и
неземную суть героини – воздушной феи, и шаловливость, когда она играет с
Джеймсом и манит его за собой. Жизнеутверждающие мотивы сквозили в искусстве
Черрито. Даже умирая, её Ундина и Сильфида, оставляли ощущение торжества жизни
и светлого начала. Любовь фантастических героинь побеждала саму смерть.
Успех сопутствовал Фанни Черрито в роли Эсмеральды. В ней –
и радость первой любви, и ужас перед столкновением с жестокостью. Старинная
версия балета заканчивалась оптимистически – раскаявшийся Феб спасал девушку от
неправедного суда (против такой развязки не возражал и сам Виктор Гюго). И для
Черрито это было закономерно. А для исполнителя партии Феба это была возможность
показать перерождение героя.
Незримый танец
Гастролировала Фанни Черрито и в Санкт-Петербурге. Увы.
радости эта поездка не принесла. Во время одного из спектаклей загорелась
декорация и частично обрушилась. Черрито чудом не пострадала, однако пережила
сильнейший шок. После этого случая ей было всё труднее решиться выйти на сцену.
Последнее выступление состоялось в 1857 году. По окончании карьеры Черрито
уединённо жила в Париже, где скончалась в возрасте 91 года.
Но её образ остался в легендах. Она незримо присутствует в
балете «Ундина», воссозданном в наши дни Пьером Лакоттом. Ещё известна другая
версия – сюита «Наяда и рыбак», которую поставил Пётр Гусев. Так продолжается
жизнь легендарного образа. И тень, с которой танцует героиня – это ещё и тень
самой Фанни Черрито, Ундины романтического балета.
****************************
Слово к читателям блога:
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:
Z367877864770
P131738361850
R685687566365
Яндекс-деньги:
R685687566365
Яндекс-деньги:
4100115413078652
На сайте «Неизвестный гений»:
https://www.neizvestniy-geniy.ru/mat_podderjka_user.html?u=99948
Ссылки для перевода денег во Вконтакте:
*****************
Впервые опубликовано в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру»
Комментарии
Отправить комментарий