…Она вглядывалась в морскую даль. Руки перебирали цветы,
которые она заботливо поливала каждое утро. И теперь старалась собрать букет,
который поведает о её любви. На лепестках сверкала роса – совсем как слёзы на
её ресницах. Но покрывало скрывало лицо прекрасной Медоры.
Тогда, в середине XIX века, этот образ воплотила Каролина
Розати (1826 – 1905). Она стала первой исполнительницей партии. Романтические мотивы
сквозили и в других ролях итальянской балерины. Позднее она стала создательницей
образа Аспиччии - принцессы-грёзы из фантастического сновидения.
Четвёртая грация
Каролина Розати (настоящая фамилия – Галлетти) родилась в
Болонье. Её талан был замечен рано, и ещё в детском возрасте она предстала на
сцене в образе Амура. А взрослый дебют состоялся в Венеции, в театре Ла Фениче.
Успех был огромен – редкая грация и выразительная пантомима очаровали зрителей.
Розати покоряла одним своим появлением.
Она не была виртуозкой, не обладала сильной техникой. По
свидетельству современников, от земли почти не отрывалась. Она пленяла другим –
её танец стелился, подобно причудливому узору. А коронными эпизодами были пантомимные,
игровые сцены. Жесты её рисовали то ликование, то печаль, то отчаяние. Взгляд
её завораживал зрителей и захватывал их внимание. Во многом дело было и в её
харизме.
В 1847 году Розати приняла участие в легендарном па-де-катре
Жюля Перро. Она исполнила вариацию, которую прежде танцевала Люсиль Гран.
Выступив вместе с Марией Тальони, Карлоттой Гризи и Фанни Черитто, Розати
проявила свою непохожую на них индивидуальность. Она пленяла не парящими
прыжками, а мелкими, стелющимися движениями и эффектными замираниями в позах.
Балетная актриса
В числе лучших партий Розати была Жизель. Не было воздушности,
как у Люсиль Гран и Карлотты Гризи. Но Розати была непревзойдённой
драматической танцовщицей и потрясала зрителей выразительной актёрской игрой,
умея без слов передать все оттенки чувство и эмоций. И апофеоза достигала в
сцене сумасшествия.
Ещё она выступала в пантомимном балете «Сомнамбула, или
Невеста-лунатик». Пастораль о Терезе, страдавшей сомнамбулизмом, заставляла зал
плакать. Девушка накануне своей свадьбы забредала во сне в комнату к
приехавшему гостю, и из-за этого её заподозрили в неверности. Многообразие сцен,
полных драматизма, позволило создать яркий образ героини – пылкой, но при этом
наивной и скромной.
Замечательной ролью Розати была Эсмеральда. В оправдание
своего имени – Изумруд – героиня сияла посреди мира жестокости и низменных
страстей. Успехом пользовалась Розати и в балете «Пахита».
Выразительность образов усиливалась благодаря интеллекту
артистки. Балерина глубоко изучала историю искусства, что обогащало её роли и
наполняло их возвышенным благородством. Особая интеллигентность сквозила в её
исполнительской манере. Розати всегда стремилась сделать свои образы глубже.
Романтическая
мистерия
В 1856 году Жозеф Мазилье поставил в Парижской Опере свой
легендарный балет «Корсар». Любопытно, что в юности будущий балетмейстер мечтал
о поэтической славе, однако его стихи получили холодный приём. Но тяга к поэзии
нашла отражение в его деятельности хореографа. В балете «Корсар» он выступил и
как автор либретто – оно было создано в сотрудничестве с Анри Сен-Жоржем.
Сценарий пронизан романтикой, подчас мрачной, навеянной
отзвуками Байрона. Эта балетная мистерия стала основой для многих постановок балета
«Корсар» (в том числе абсолютно оригинальных), созданных в последующие эпохи. Музыку
написал Адольф Адан – композитор-романтик, ранее прославившийся поэтичнейшей
«Жизелью»
Спектакль потряс зрителей. Их покорили и сценическое действие,
и сюжет, и музыка. Звездой нового балета стала Каролина Розати – Медора. В ней
– и олицетворение хрупкой, беззащитной красоты, и стойкая решимость бороться за
свою любовь даже ценой жизни.
В партиях главных героев было много пантомимных эпизодов,
которые составляли напряжённый фон всего действия. В первой картине Медора бросалась
к Конраду, ища защиты, и он уносил её на руках с рыночной площади. С каждой
сценой нарастал драматизм и углублялись образы. Конрад, не дрогнувший ни перед
морским боем, ни перед грозной стихией, склонялся перед прекрасной Медоры
– Розати – как перед богиней.
И трагические сцены во дворце, когда Конрада ведут на казнь.
Паша Сеид в ответ на мольбы Медоры предлагает пощадить пленника, если только
она согласится принадлежать паше. Но Конрад предпочитает смерть. «Тогда умрём
вместе. Я не переживу тебя», - так отвечает Медора в старинном либретто.
Таинственное
сновидение
Закончила сценическую карьеру Каролина Розати в
Санкт-Петербурге. Именно для неё был поставлен балет «Дочь фараона», премьера
которого состоялась в 1862 году. Это был первый масштабный спектакль Мариуса
Петипа. Музыку написал Цезарь Пуни. Работа была сопряжена с трудностями, не
обошлось и без интриг. Но триумфальный успех искупил все неурядицы.
«Дочь фараона» укрепилась в репертуаре. После Розати её
танцевали многие балерины, но ни одна не могла сравниться с создательницей», -
написала в своих воспоминаниях Екатерина Вазем.
Розати исполняла партию Аспиччии уже на закате карьеры. Но своим
драматическим мастерством по-прежнему творила чудеса. Образ прекрасной
принцессы-египтянки из ожившего сна англичанина-путешественника стал эпилогом
творчества итальянской балерины.
Каролина Розати вызвала к жизни произведения, восхищающие до
сих пор. Возвышенность, интеллигентность её искусства остались в легендах и вдохновляли
мастеров балета последующих эпох. Нити, протянутые из прошлого в будущее, позволяют сохранять и развивать романтические
традиции – бриллианты подлинной красоты не могут померкнуть.
****************************
Слово к читателям блога:
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:
Z367877864770
P131738361850
R685687566365
Яндекс-деньги:
R685687566365
Яндекс-деньги:
4100115413078652
На сайте «Неизвестный гений»:
https://www.neizvestniy-geniy.ru/mat_podderjka_user.html?u=99948
Ссылки для перевода денег во Вконтакте:
*****************
Впервые опубликовано в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру»
Комментарии
Отправить комментарий