![]() |
Мария Падилья и Педро I
|
Спустя века имя героини старого предания появилось в поэзии:
В этот день сидел дон Педро,
Мрачный, злой, и, как богиня,
Вся, сияя, восседала
С ним Мария де Падилья.
Так писал Генрих Гейне в своём стихотворении «Испанские
атриды». Кастильский король Педро I отличался необузданным нравом. И,
возможно, лишь фаворитка могла предотвратить вспышки жестокости. Впрочем,
многое в той истории сокрыто за завесой времени, а ещё больше – за пеленой домыслов,
предположений и загадок.
События из глубины
веков
Кастильский король Педро I стал известен под прозвищем Жестокого. Однако в дальнейшем это
не раз оспаривалось. Некоторые историки величали Педро Справедливым. Любопытно,
что он повторил свою семейную драму. Его отец Альфонсо не питал никаких чувств
к Марии Португальской – своей законной жене и матери принца Педро. Всю любовь
король отдавал фаворитке – Леоноре де Гусман, которая родила ему десятерых
детей.
В 1350 году, в 16 лет, после смерти Альфонсо, принц Педро
вступает на престол. Но этому предшествовала нешуточная борьба с незаконнорожденными
братьями. Тогда-то Педро и получил прозвище Жестокого. Он вышел победителем, но
этого было мало для мстительного короля. Он дал волю своей ненависти к Леоноре,
фаворитке отца. Бывшая некоронованная королева была арестована, затем казнена.
Летом 1352 года была предпринята военная экспедиция, когда Энрико
восстал против своего брата-короля. Меры были незамедлительно приняты, и Педро
сохранил власть. Однако для него этот поход был ознаменован и ещё одним
событием. Именно тогда Педро встретил Марию де Падилью. И любовь к ней пронёс
до конца жизни – её и своей.
Мария Падилья была дворянкой, но не из королевской семьи. Поэтому
о браке не могло быть и речи. Несмотря ни на что, Педро, как утверждают
современники, тайно венчался с Марией. Тем временем мать нашла для сына-короля
невесту – Бланку Бурбонскую. Так параллельно стала развиваться другая история.
Педро не скрывал своей неприязни, даже враждебности к
Бланке. Но всё же вступил с ней в брак – по настоянию матери. Это потребовало
сокрытия того факта, что он уже венчался с Марией Падильей. А всего через три
дня после новой свадьбы заточил несчастную Бланку в крепости под стражей. Сам
же вернулся к Марии, которая жила в уединённом замке. Родственникам
возлюбленной король раздавал важные государственные должности, что привело к
недовольству знати.
Отношения Педро и Марии вызвали гнев папы Иннокентия VI. Над преступной четой
нависла угроза отлучения от церкви. И Мария удалилась в монастырь, где умерла в
1361 году, предположительно от чумы. Позднее Педро распорядился перезахоронить
возлюбленную в королевской усыпальнице. А ему самому предстояло ещё немало
пережить, прежде чем он был убит своим братом Энрико во время очередного
восстания. Это произошло в 1369 году.
Легендарные события привлекли внимание Гаэтано Доницетти.
Его опера «Мария Падилья» впервые прозвучала в 1841 году. Ранее на эту тему
была написана трагедия Жака Анселя Поликарпа-Франсуа, повлиявшая на замысел
композитора. Сюжет рисует романтизированную картину давнего предания. Не
обошлось, конечно, и без вымысла.
…Марию Падилью тревожит странное сновидение, в котором она
увидела себя в королевской короне. Тем временем среди гостей на свадьбе её
сестры появляется таинственный незнакомец. Мария чувствует, что он пленил её
сердце, но кто он – не знает. И когда девушка остаётся одна, загадочный гость
пробирается к ней в комнату и открывает тайну: он – принц Педро. После
объяснений в любви он уговаривает Марию тайно венчаться с ним. Преодолевая
душевные терзания, она соглашается.
Прошло два года, Педро стал королём Кастилии. Мария
чувствует двусмысленность своего положения, неопределённость тяготит её. Тем
временем Руиц, её отец, приходит к королевскому замку. Для него поступок Марии
– это бесчестье. Встретив Педро, предъявляет ему обвинения. Король в ответ
приказывает жестоко избить Руица. Затем пытается оправдаться перед Марией. Но
жена-фаворитка срывает с себя украшения и уходит.
Дон Руиц после пережитого унижения лишается рассудка. Мария
признаётся, что она – жена Педро. И показывает отцу документ. Но Руиц в порыве
безумия сжигает брачный договор. Внезапно приходит весть о предстоящей свадьбе
Педро с новой невестой – Бланкой Французской. Мария прибывает во дворец и
выхватывает корону у соперницы. Педро готов признать свою возлюбленную
королевой, однако придворные предчувствуют, что месть сторонников Бланки не
заставит себя ждать.
В одной из редакций финал оперы был другой: Мария после
признания закалывала себя кинжалом. Авторы романтических произведений имели
основания представить легендарную историю в том свете, какой им казался
наиболее волнующим. Ведь фантазии художников подобны цветам, которые расцветают
на корнях реальных событий и заставляют многое воспринимать по-новому.
© Наталья Наумова (Дель Ветти)
******************************************
Впервые опубликовано на сайте «Школа Жизни» в 2019 году.
Слово к читателям блога:
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:
Z367877864770
P131738361850
R685687566365
Яндекс-деньги:
R685687566365
Яндекс-деньги:
4100115413078652
На сайте «Неизвестный гений»:
https://www.neizvestniy-geniy.ru/mat_podderjka_user.html?u=99948
Ссылки для перевода денег во Вконтакте:
Комментарии
Отправить комментарий