Жёлтый кленовый лист, нарисовав в воздухе причудливый узор,
плавно опустился на землю. Эта траектория напомнила те фигурки, которые
первоклассники выводили в прописях.
Другой лист – засохший по краям и с какими-то бесформенными
пятнами – дёргался на ветке, но никак не улетал. Полина задумчиво смотрела на
эти конвульсии, и её мысли погрузились в минувшее. Один из эпизодов предстал на
экране памяти очень ярко.
…Урок математики в первом классе вначале не предвещал
неприятностей. Полина достала свою кассу цифр и счётного материала. Накануне
долго пришлось вырезать бумажные монетки – очень хотелось сделать это красиво и
аккуратно. Неужели и теперь не оценят стараний и не поставят пятёрку?
Молоденькая белокурая учительница с ярким макияжем была не
очень-то опытной в педагогическом деле. Конечно, работала, как могла. Но ей,
видимо, вскружило голову ощущение, что она начальствует над тридцатью детьми.
Поэтому на первоклассников смотрела свысока и очень любила при случае продемонстрировать
своё превосходство.
В тот день с присущей ей жеманной грацией расставляла на металлическом
стенде книжки с бутафорскими ценниками. Затем повернулась к классу:
- Сегодня те ребята, которые хорошо считают, получат книги в
подарок. Пусть каждый выберет, что нравится. Но сначала надо из кассы счёта
набрать монет на ту сумму, которая указана на ценнике.
У детей сразу заблестели глаза. А Полина увидела книжку, о
которой давно мечтала – это была сказка «Золушка». Хотелось поскорее достать
бумажные монетки, но руки от волнения и нетерпения дрожали. Наконец, получилось
набрать правильную сумму. Больше всего Полина боялась, что желанную сказку до
неё заберёт кто-то другой.
Каждый отвечавший с радостной улыбкой уносил выбранный товар.
А Полина не сводила глаз с восхитившей её книжки и тянула правую руку, сжимая в
левой бумажные монетки. Но вызывали других. От огорчения наворачивались слёзы.
Наконец, все книги разобрали. Осталась одна «Золушка». Но и
теперь вызвали не Полину – счастливицей оказалась её соседка по парте. Получив
книгу, радостная обладательница вернулась на своё место и тут же принялась
листать яркие страницы. Учительница одёрнула это рвение:
- Не отвлекайся! Придёшь домой – будешь читать. А сейчас
смотри на доску.
Полина же, чуть не плача, думала: как бы попросить у
счастливицы эту книжку хоть на один день? За это не жалко было бы отдать все
свои конфеты.
Приближалось время окончания урока. И тут учительница
произнесла тоном, не терпящим возражения:
- Вы понимаете, что деньги у вас не настоящие, и купить на
них вы ничего не можете. Поэтому верните мне книги.
Многих охватило недоумение: ведь обещано же было совсем
другое! Учительница заметила нерешительность и повела себя более резко:
- Кто сейчас же не вернёт мои книги, получит двойки по всем
предметам! Я считаю до трёх! Раз…
Разочарованные дети подошли к учительскому столу и положили
свои «подарки».
Прозвенел звонок. Все приготовились выйти в коридор.
Белокурая учительница, стуча карандашом по столу, строго, почти со злостью
выкрикнула:
- Сядьте на свои места! Я вам сколько раз говорила, что
звонок с урока звучит не для вас, а для учителя? Отпущу вас, когда сочту
нужным.
В итоге перемены почти не было.
…С тех пор прошло много лет, но Полина как сейчас помнила то
ощущение опустошённости, которое тогда царило у неё в душе. Когда не ей
досталась книжка – было грустно и обидно. Но ложь, с которой пришлось
столкнуться, как будто вырвала из-под ног опору.
Учительница не имела никакой выгоды от такого обмана – он
был совершенно бессмысленным. Зачем надо было обещать, что она подарит книжки и
потом так резко поступить наперекор своим же словам?
А ведь эта же самая учительница не раз говорила, как
отвратительна ложь. Особенно рьяно начинала читать нотации, когда кто-то не сделал
уроки и не признался в этом. Получается, что если обманывают дети – это плохо,
а если взрослые… Н-да. Так-то и формируются в юных умах и душах двойные
стандарты.
Но задуматься об этом получилось только во взрослом возрасте.
А тогда, в далёкие годы, – лишь ощущение пустоты и вырванной из-под ног опоры.
Полина машинально зашла в книжный магазин. И тут её внимание
привлекла сцена: у прилавка стояла девочка лет восьми и печально считала мелкие
деньги, то и дело бросая грустные взгляды на яркую книжку. Вверху обложки
узорчатыми буквами было написано: «Золушка». А ниже – картина, изображавшая
чудесный замок и девушку в волшебном бальном платье.
Повинуясь какому-то внутреннему импульсу, Полина достала
кошелёк и купила книгу. Потом подошла к девочке и протянула ей желанную сказку.
Наверное, если бы взрослый выиграл автомобиль, то не испытал
бы такого восторга. Девочка не сразу поверила, что это – ей. Потом, после сбивчивых
слов благодарности, радостно побежала по дороге, прижимая к себе книгу.
Полина, не спеша, пошла дальше. Перед этим, взглянув на
знакомое дерево, заметила, что полузасохший листок, наконец, оторвался от ветки.
Горечь в душе постепенно таяла. Что ж – вероятно, ту учительницу
из прошлого кто-то сильно обидел, и она пыталась отыграться на тех, кто не
причастен к этому. Поэтому её можно только пожалеть. Пережитые неприятности не
должны бросать тень на других людей – этот урок стоит твёрдо усвоить.
А свою жизнь нет смысла разменивать на мрачные думы. Ведь
они подобны бумажным монетам, на которые ничего нельзя купить. Надо вовремя
ставить точки и жить дальше. Корректировать свои взгляды придётся ещё не раз.
Но важно учитывать ошибки – свои и чужие – и не повторять их.
******************************************
© Наталья Наумова
Впервые опубликовано на сайте «Школа Жизни» в 2017 году
Впервые опубликовано на сайте «Школа Жизни» в 2017 году
Слово к читателям:
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:
Z367877864770
R131738361850
Ссылки для перевода денег во ВКонтакте:
Комментарии
Отправить комментарий