![]() |
Иван Рабузин |
Последователи
талантливого Таможенника
Под влиянием романтизма в первой половине 19 столетия пробудился
интерес к народному искусству. Живописцы заимствовали его приёмы, чтобы
передать атмосферу первозданной гармонии. Произошла своеобразная встреча
профессиональной живописи и творчества самоучек. Однако впервые наивное
искусство заявило о себе в 1885 году. В парижском салоне независимых художников были
показаны работы Анри Руссо, прозванного Таможенником. Он не был
профессиональным живописцем, о чём говорит его прозвище.
Первая выставка, целиком посвящённая наивному искусству,
состоялась в Париже в 1937 году. Она называлась «Народные мастера реальности». На
ней ярко заявили о себе Андре Бошан, Луи Вивен, Рене Рамбер и другие самобытные
живописцы-самоучки. Отношение к их творчеству не было однозначным. Однако даже
такие мастера, как Пабло Пикассо и Марк Шагал в своё время уделили внимание
творчеству самодеятельных художников и взяли на вооружение некоторые его
приёмы.
Наивное искусство трудно вместить в строгие рамки. К нему чаще всего относят творчество живописцев-самоучек. Нередко его называют разновидностью примитивизма, что не вполне корректно. Художники-примитивисты были профессионалами, которые сознательно подражали непрофессионалам. Но сейчас можно говорить о некотором родстве этих понятий, поскольку в жанре наивного искусства творят не только одарённые самоучки, но и художники, получившие профессиональное образование.
У наивного искусства есть свои особенности, которые стали
его своеобразными канонами. В изображениях
чаще всего отсутствует линейная перспектива. Близкие и далёкие предметы
делаются просто разного размера. Фигуры выглядят плоскими, их пропорции часто
нарушены. Композициям присущ простой ритм, все элементы равномерно расположены на
холсте. Характерная деталь - ветви дерева, которые не пересекаются между собой.
Во всём угадывается некая система.
Великое в малом
![]() |
Надежда Подшивалова "Танцы под первой лампочкой в деревне" |
Очень важна та атмосфера, которой проникнуты картины. На них
предстаёт особый микрокосм – гармоничный и целостный. Художники сознательно
выбирают несложные сюжеты из повседневной жизни. Разглядеть значительное в
незначительном – задача совсем не простая. Это сродни попыткам мудрецов увидеть
в капле росы всю Вселенную. В этом отношении наивное искусство очень
философично.
Среди советских и российских мастеров – Иван Сарычев, Надежда
Подшивалова, Елена Уварова. Тонкой иронией проникнуты работы белорусского
художника Валентина Губарева. В мире открыто большое число музеев наивного
искусства. В России их пока немного – самые известные находятся в Москве,
Екатеринбурге, Суздале. Однако наивное искусство заслуживает серьёзного
отношения – это особый мир, который ещё не до конца разгадан. Приобщение к его
тайнам становится счастьем для любителей прекрасного.
© Наталья Наумова, текст
****************************
Слово к читателям блога:
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Понравилась публикация? Буду признательна за помощь в развитии блога.
Для желающих помочь сообщаю номера webmoney-кошельков:
Z367877864770
P131738361850
R685687566365
Яндекс-деньги:
R685687566365
Яндекс-деньги:
4100115413078652
На сайте «Неизвестный гений»:
https://www.neizvestniy-geniy.ru/mat_podderjka_user.html?u=99948
Ссылки для перевода денег во Вконтакте:
Очень красивое и просто ну завораживающее искусство.
ОтветитьУдалить